Финансовый инспектор штата Нью-Йорк Томас Динаполи и финансовый инспектор города Нью-Йорк Джон Ли, отвечающие за управление средствами государственных пенсионных фондов на $160 млрд, а также ряд инвестфондов, управляющих активами на общую сумму $327 млрд, обратились с письмом к десяти крупнейшим корпоративным спонсорам Олимпиады в Сочи, а именно к компаниям Visa, Coca-Cola, Dow Chemical, General Electric, Omega (Swatch), McDonalds, Panasonic, Proctor & Gamble, Samsung и AtoS. В письме содержится призыв заблаговременно принять меры для обеспечения прав человека как для российских граждан, а также спортсменов и гостей Олимпиады.
Письмо инвесторов стало ответом на недавно приятное в России законодательство, которое, по мнению ряда правозащитников, ограничивает права секс-меньшинств. По мнению властей Нью-Йорка и инвесторов, компании должны убедиться в том, что их политика недопущения дискриминации эффективно работает повсеместно, особенно в отношении их российских сотрудников. Кроме того, спонсоры «должны призвать лидеров Российской Федерации отменить законы», которые, по мнению ряда правозащитников, лишают членов российского ЛГБТ-сообщества гражданских свобод, а также «призвать МОК в срочном порядке добиться от властей РФ твердых обязательств обеспечить безопасность и соблюдение прав человека всех спортсменов, участников и зрителей зимних Игр».
«Дискриминационные законы российского правительства омрачают Олимпиаду. Мы призываем корпоративных спонсоров встать на защиту уважения и равенства, являющихся основами олимпийского движения, и не допустить нарушения прав человека. Выступить против таких предвзятых законов важно не только потому, что это единственно правильный шаг; это необходимо также для защиты интересов акционеров и корпоративной репутации»,- говорится в заявлении господина Динаполи.
Обязательства международных компаний по проведению ответственной социальной политики и защите интересов акционеров от репутационных рисков прописаны в недавно принятых Руководящих принципах ООН по вопросам бизнеса и прав человека. Принципы ООН подразумевают, что компании обязаны устранять нарушения прав человека в тех случаях, когда они влияют на их деловые операции. «Поскольку Олимпийские игры на 92% финансируются за счет спонсоров и доходов от рекламы, нет никаких сомнений, что корпоративные спонсоры имеют влияние на Международный олимпийский комитет и принимающие страны. Поэтому ничто не может служить оправданием их (спонсоров.- 'Ъ') молчанию и бездействию»,- считает Шелли Альперн, глава социальных исследований и защиты прав акционеров инвестиционной компании Clean Yield, которая входит в число подписавших письмо инвесторов.
Наталья Бархатова