МОСКВА, 16 декабря. /ИТАР-ТАСС/. В Роскосмосе рассматривают возможность возобновления кратковременных, десятидневных полетов к МКС с появлением новых американских космических кораблей. С другой стороны, предполагается увеличить срок длительных командировок на станцию до 9 месяцев с началом эксплуатации в 2015 году модернизированных «Союзов». Об этом сообщил ИТАР-ТАСС начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.
«В будущем, когда начнут летать американские пилотируемые корабли, - это, судя по всему, будет не раньше 2017-2018 года - мы будем интегрировать в программу полета на станцию не только длительные полеты, но и полеты-»посещения", как это было во времена «Мира» и на первом этапе строительства МКС", - рассказал он.
«Есть потребность в целевых полетах, когда подготовленный специалист, ученый прилетает, выполняет свою программу в течение 10 дней или месяца и с результатами возвращается на Землю», - пояснил Краснов.
По его словам, в этом случае в работе партнеров по МКС появляется гораздо больше возможностей, которые в настоящее время ограничены числом длительных полетов.
Кроме того, рассматриваются и варианты в сторону увеличения срока орбитальных командировок, что позволит наиболее оптимально использовать имеющиеся ресурсы. «Может, мы перейдем на 9 месяцев полета, потому что рассчитываем, что новый корабль, который у нас сейчас модифицируется ('Союз ТМА-МС' - прим.ТАСС), будет способен находиться на орбите дольше, чем сегодняшний корабль ('Союз ТМА-М')», - уточнил начальник пилотируемых программ Роскосмоса.
«Можно будет летать не четыре, а три раза в год длительными полетами. Тогда вполне возможно вкрапление коротких полетов, с использованием новой техники, которая появится у наших коллег, также можно говорить и о месячных полетах», - отметил Краснов.
Первый полет российского корабля «Союз ТМА-МС» запланирован на 2015 год. На этой версии «Союза» планируется повысить энергоотдачу солнечных батарей, будут изменены двигатели причаливания и ориентации, что позволит выполнить сближение и стыковку с МКС даже при отказе одного из двигателей и обеспечить спуск корабля при любых двух отказах двигателей. На корабль установят современные системы связи и пеленгации, а также систему командной радиолинии, которые используют спутниковые каналы передачи данных. Наибольшим изменениям подвергнется система управления движением и навигации космического корабля.
С американской стороны корпорация Lockheed Martin разрабатывает новый пилотируемый космический корабль «Орион». По замыслам NASA, в перспективе такие корабли будут использованы для экспедиций в дальний космос, в том числе к астероидам и на Марс, но в случае необходимости могут доставлять экипажи и грузы на МКС. Однако эту задачу будут в основном выполнять новые американские корабли, разработанные на коммерческой основе. В частности, компания Sierra Nevada к 2016 году намерена построить свой Dream Сhaser («Бегущий за мечтой»), рассчитанный на семь человек. Корпорация Boeing также осуществляет совместно с партнерами разработку собственного варианта космического корабля, получившего название CST-100.