Сенсация последних дней - это доаукционная продажа полотен Роберта Фалька «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая» и Петра Кончаловского «Семейный портрет в мастерской художника». Они все еще висят в залах Sotheby`s на Нью-Бонд стрит, где ими можно любоваться до сегодняшнего вечернего аукциона. Из скупых комментариев Sotheby`s ясно, что купил их один и тот же человек, русский. Полотно Кончаловского куплено им за £4,7 млн (притом что предварительная оценка была £3,5-4,5 млн), Фалька - за неизвестную цену, «во много раз превышающую первоначальный эстимейт £2,5-3,5 млн». Многие русские покупатели, съехавшиеся на торги, предполагают сумму £7,5 млн. Интересно, что, когда прежде случались громкие доаукционные продажи - коллекции Форбса, купленной Виктором Вексельбергом, или коллекции Вишневской-Ростроповича, купленной Алишером Усмановым, в качестве извинения перед прочими покупателями, которые были лишены из-за этого возможности торговаться за понравившиеся им вещи, Sotheby`s неизменно объявлял, что коллекции будут возвращены в Россию. О возвращении в Россию работ Фалька и Кончаловского пока ничего не известно, как и о личности покупателя.
Некоторые имена, впрочем, называют - например, Петра Авена, обладателя на настоящий момент крупнейшей коллекции русской живописи начала XX века и авангарда (арт-дилеры доходят в ее примерной оценке до $300 млн). Довод против - умная рассудочность, с которой этот коллекционер обычно тратит деньги,- ведь Фалька в процессе торгов можно было купить, пожалуй, и подешевле (в конце концов, на картине не обнаженная девушка, а старый еврей). О своем желании иметь портрет Фалька говорил и Вячеслав Кантор, основатель Музея искусства авангарда, выставка которого вот-вот откроется в Москве. Однако и тут имеются возражения: в русско-еврейско-европейскую концепцию авангарда Кантора вторая работа - Кончаловского - вписывается не очень. Если бы за рекордную цену был продан Рерих, как на прошлых торгах на Bonhams, наверняка все подумали бы на Бориса Булочника, покровителя (буквально содержателя) Международного центра Рерихов в Москве. Однако лучший Рерих этой недели русских аукционов еще впереди - он будет продаваться на Bonhams в среду, а господину Булочнику сейчас не до покупок - у принадлежащего ему Мастер-банка отозвали лицензию. Остается еще Леонид Федун, однако доказательств, кроме того, что господин Федун является совладелецем ЛУКОЙЛа и владельцем «Спартака», пока нет.
В итоге тем русским покупателям, которые собираются участвовать в торгах и охотятся на лучшие вещи, на Sotheby`s остался только «Римский нищий» Генриха Семирадского (£1-1,3 млн). Огромный и роскошный, он не совсем адекватная замена авангарду «Бубнового валета». В выгодном положении в этой ситуации оказывается Сhristie`s, обложку аукционного каталога которого украшает кубофутуристическое полотно Аристарха Лентулова «Церковь в Алупке», участвовавшее в выставке «Бубнового валета» в Москве в 1916 году (эстимейт £1,8-2,2 млн, претендующий на рекорд для художника). А также провокационная картина Ильи Машкова «Купальщицы» со второй выставки этого художественного объединения скорее пикассовская, нежели сезаннистская (£600-800 тыс).
Масdougall`s тоже предлагает авангард, только иного рода - «Ангелов» Леонида Чупятова (£800-1,6 млн) и неожиданно модернистскую живопись Льва Бакста (£500-700 тыс.). Завершат неделю русских аукционов торги Bonhams с еще одним портретом Роберта Фалька (£1-1,5 млн) и упомянутым выше Рерихом (£800-1,2 млн).
Впрочем, не все же интересуются авангардом - аукционные дома предлагают весь ассортимент русского искусства, включая изделия Фаберже и иконы. Чтобы быть ближе к русским покупателям, на соседнюю улицу с Christie`s на время переехала амстердамская галерея Jan Morsink Ikonen, занимающаяся русскими и греческими иконами. В галерее можно купить «Тихвинскую Богоматерь» московской школы второй половины XVI века за £20 тыс. или образ «Святой Алексей, митрополит Московский», в 1904 году, в день первого тезоименитства, подаренный царевичу Алексею. Позже икона, находившаяся в Царском Селе, была куплена американским другом советского народа Армандом Хаммером. Сейчас икона в золоченом окладе продается за £70 тыс.