(KZN.RU, 5 декабря). Президент Института транспорта и развития Нью-Йорка (IDTP) Энрике Пеньялоса в начале следующей недели посетит столицу Татарстана по личному приглашению Мэра Казани Ильсура Метшина.
Гуру мировой урбанистики 9-10 декабря выступит с публичными лекциями для государственных и муниципальных служащих, представителей бизнеса и студентов, сообщает пресс-служба Мэрии Казани.
В 1998-2001гг., занимая пост Мэра Боготы, 8-миллионной столицы Колумбии, Энрике Пеньялоса буквально преобразил город, превратив его в международный пример для подражания. В настоящее время он занимает должность председателя правления Института транспорта и политики развития Нью-Йорка, является членом попечительского совета Южно-Калифорнийского института архитектуры (SCI-Arc - Southern California Institute of Architecture), членом консультативного комитета городской программы Лондонской экономической школы, научным сотрудником Института городских исследований Пенсильванского университета.
«Несмотря на то что каждый город уникален, проблемы, возникающие на муниципальном уровне, во многом схожи. Поэтому мы стремимся изучить и использовать в Казани лучший мировой опыт. С господином Энрике Пеньялоса мы познакомились на одном из международных форумов. Должен сказать, его опыт - опыт не только теоретика, но и выдающегося практика городского управления - мне показался крайне интересным. Несмотря на занятость в качестве кандидата в президенты Колумбии, он дал согласие на приезд в Казань, за что я ему очень благодарен», - прокомментировал предстоящий визит Мэр Казани Ильсур Метшин.
В основе внедренной Энрике Пеньялоса городской модели - приоритет общественных пространств и максимальное сокращение использования частных автомобилей. Созданная им система общественного транспорта TransMilenio позволила сократить трафик на 40% и считается одной из лучших в мире. На смену маленьким «басетам» мелких перевозчиков пришли скоростные автобусы большой вместимости, которые передвигаются по автобусным линиям, полностью отделенным от основной проезжей части. Их разветвленная система связывает разные части города не хуже метро.
Вместо того чтобы инвестировать в расширение транспортной инфраструктуры для автомобилистов, Энрике Пеньялоса построил сотни километров велосипедных дорожек и магистралей, тротуаров и пешеходных улиц, окруженных зелеными насаждениями. Так, полностью пешеходной стала центральная улица Боготы Jimenez Avenue. Исключительно для пешеходов и велосипедистов через самые бедные районы города была проложена 24-километровая улица Porvenir Promenade. Еще одна велодорога длиной 35 километров прошла вдоль канала для стока дождевой воды. Ежедневно ей пользуются десятки тысяч горожан.
Одновременно Энрике Пеньялоса всячески ограничивал использование личного автотранспорта. В частности, он добился полного запрета парковки автомобилей на тротуарах и ввел практику регулярного закрытия городских дорог для автомобильного движения в пользу велосипедистов и пешеходов. Также Пеньялоса выступил инициатором ежегодного проведения в Боготе Дня без автомобиля. Теперь в каждый первый четверг февраля пользование личными машинами в городе полностью запрещено и все жители города вне зависимости от дохода и социального статуса передвигаются на общественном транспорте. Для принятия этой инициативы был проведен общегородской референдум.
«Хороший город - тот, в котором людям хочется бывать на улице. Если в городе хорошо себя чувствуют более уязвимые граждане - дети, старики, инвалиды, люди с низким уровнем достатка, - значит комфортно и остальным. Принципы хорошего города таковы: приоритет отдается пешеходам и велосипедистам, а не автомобилям. Если говорить о передвижении по городу, на первом месте автобусы, а не личный транспорт. Общественные пространства должны быть безопасными и приятными для всех», - обозначает Энрике Пеньялоса основной принцип, которым он руководствовался.
Помимо международного признания, ему присуждена престижная премия Göteborg Award 2009 за устойчивое развитие. Также в 2006 году за проекты, внедренные Пеньялоса, Боготе была присвоена премия «Золотой Лев» Архитектурной Бьеннале Венеции - самый главный приз за успешные городские инновации.