Стремительно увеличивающееся число швейцарских подростков, погрязших в банковских долгах, стало причиной того, что в Швейцарии решили обучать детей финансовой грамоте с 5-летнего возраста. Сейчас кредитные учреждения страны готовы открывать счета детям, которым едва исполнилось 12 лет. В качестве бонуса они кладут 40 франков на счет в надежде на то, что искушенные соблазном подростки обязательно превысят подарочный лимит. С подробностями - европейский корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Панкратов.
Когда лучше всего приступать к обучению ребенка финансовой грамоте? По мнению швейцарских экспертов, с первого класса, а ещё лучше - с детского сада. И проблема здесь заключается не в педагогических экспериментах, а в том, что швейцарские подростки погрязли в долгах. Марианна Аффолтер, официальный представитель швейцарского фонда Pro Juventute, защищающего права молодежи, отметила, что по статистике сегодня каждый пятый швейцарец в возрасте от 12 до18 лет имеет долги. А в возрастной категории от 18 до 25 лет финансовые проблемы, то есть задолженность в несколько тысяч франков, у каждого третьего.
К этому остается добавить, что 80% взрослых швейцарцев, которые сегодня не могут расплатиться по кредитам, влезли в долги, когда им было меньше 25 лет. Конечно, можно посетовать на беспечность современной молодежи. Но с другой стороны, давление, оказываемое рекламой на детей, подростков и молодых людей, крайне велико. И это вполне объяснимо, если учесть, что швейцарские подростки тратят почти полмиллиарда франков в год на потребительские товары (это почти 500 миллионов долларов). Как говорит глава Ассоциации по защите прав потребителей Швейцарии Жозе Вильпен, обладая такой солидной суммой «карманных денег», швейцарские подростки стали целевой аудиторией не только для фирм, которые выпускают мобильные телефоны, джинсы, музыкальные диски и спортивные товары, но и для швейцарских банков. Сегодня кредитные учреждения страны готовы открывать счета детям, которым едва исполнилось 12 лет.
Согласившись стать клиентом банка, подростки получают в подарок кредитную карточку и 40 швейцарских франков на свой счет. Суть столь щедрого подарка заключается в том, что дети, получив 40 виртуальных франков, в отличие от наличных карманных денег, редко могут точно рассчитать свои траты и обязательно превысят «подарочный» лимит. А дальше, как говорится, пошло-поехало. Вернув потраченное сверх лимита и проценты, ребенок вряд ли избежит соблазна воспользоваться карточкой ещё раз. Особенно, по словам Марианны Аффолтер, детям трудно уследить за тратами на мобильные телефоны с их играми, фильмами и музыкой. Зачастую «мобильный долг» ребенка может вырасти настолько, что становится серьезной проблемой для родителей.
Стремительно увеличивающееся число молодых людей, погрязших в банковских долгах, и стало причиной того, что в Швейцарии решили обучать детей финансовой грамоте чуть ли не с пеленок. Эту цель и поставила перед собой программа общественного фонда Pro Juventute. «Мы пытаемся дать основы финансовой грамотности самым маленьким. То есть мы обучаем детей обращению с деньгами ещё в детском саду, с пятилетнего возраста», - говорит Марианна Аффолтер.
Разумеется, «финансовая грамотность» в пятилетнем возрасте имеет свои особенности, но в целом она отражает взрослые товарно-денежные отношения. Например, по заказу фонда выпущена красочная книга, в которой рассказывается история маленькой девочки, отправившейся в магазин игрушек с героями популярных мультфильмов. Маленькую любительницу шопинга преследуют искушения в мире игрушечного изобилия.
Книжка доступным языком не только учит детей считать свои деньги, но и объясняет, как разумно совмещать свои желания с финансовыми возможностями. Кстати, особое место в книге занимает объяснение разницы между виртуальными деньгами, то есть кредитной карточкой, и реальными наличными.
Для возрастной группы от 10 до 13 лет - задачи посложнее. Программа Kinder-Cash, то есть «Детские наличные», обучает школьников первым навыкам создания собственного бюджета. Образовательная программа Pro Juventute нашла широкую поддержку у швейцарцев. «Мы считаем, что это очень положительный момент, ведь дети учатся не только обращаться с деньгами, но и соизмерять свои собственные желания», - говорит глава Ассоциации по защите прав потребителей Швейцарии Жозе Вильпен.
Кстати, фонд Pro Juventute подчеркивает, что его образовательные программы по финансовой грамотности не ставят целью лишить молодых швейцарцев всех развлечений и веселого досуга. Они всего лишь должна приучить их к мысли, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.